Должностные номинации как способ конструирования авторитета личности

Maxim I. Kovsh

Аннотация


В статье рассматривается номинативная составляющая конструирования авторитета личности в срезе трёх её компонентов: непосредственно имени, должностного функционального наименования и оценочной характеристики. На материале текстов новостных сообщений, опубликованных в Telegram-каналах популярных русскоязычных изданий, доказывается, что в новостном дискурсе наиболее частотными оказываются случаи номинаций упоминаемого субъекта, содержащие компонент должности или её эквивалент (квазидолжностные номинации). Выявленные случаи номинации разбиваются на четыре типологические группы: должность и непосредственно имя (Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал…); должность без имени (Президент Израиля призвал…); должность, имя и характеристика (Знаменитый шведский футболист Златан Ибрагимович объявил…); а также частные случаи номинаций анонимного субъекта, где в качестве опорного компонента наименования используется должность (Медик из Коммунарки рассказал…). Наиболее частотными оказываются номинации, содержащие имя и должностную составляющую: на них приходится свыше 90 % выявленных случаев употребления; они же являются наиболее вариативными. Все виды номинации рассматриваются с точки зрения возможных конфигураций компонентов, прагматических установок автора новостного сообщения. В сегменте обсуждения очерчиваются перспективные направления дальнейшего изучения научной проблемы.

Ключевые слова


авторитет; авторитетность; должность; конструирование авторитета; медиадискурс; новостной дискурс

Полный текст:

PDF

Литература


Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: КДУ, Добросвет, 2020. 180 с.

Дускаева Л. Р. Речевая структура новостных текстов сетевых изданий // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. № 1(25). С. 179-183.

Поплавская Н. В. Новостной медиадискурс в современном онлайн-пространстве: дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Поплавская Наталия Владимировна. М., 2017. 170 с.

Кобозева И. М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ // Язык средств массовой информации. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 221-236.

Папченко М. Ю. Достоверность рекламного текста в лингвопрагматическом аспекте (на материале немецкой печатной коммерческой рекламы): дис. … канд. филол. наук: 5.9.6 / Папченко Мария Юрьевна. М., 2023. 181 с.

Авторитетность и коммуникация: коллективная моногр.; сер. «Аспекты языка и коммуникации» / Под общ. ред. В. Б. Кашкина. Воронеж: ВГУ, Издательский дом Алейниковых, 2008. 216 с.

Сарафанникова Е. В. Авторитетность в телевизионном новостном сообщении // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № N4. С. 31-34.

Астахова Т. Н. Проявление категорий «Эвиденциальность» и «Авторитетность» в текстах немецких СМИ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 71-75.

Уланова Е. Э. Реализация коммуникативной категории авторитетности в дискурсе ток-шоу (на материале российского ток-шоу «Жить ЗдОрово»): дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Уланова Екатерина Эдуардовна. Краснодар, 2018. 169 с.

Федеральные СМИ: 2022 год // Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/~c21vb (дата обращения: 16.03.2023).

Telegram-канал «IZ.RU» (Известия). URL: https://t.me/izvestia (дата обращения: 01.12.2023).

Telegram-канал «Коммерсантъ» (Коммерсантъ). URL: https://t.me/kommersant (дата обращения: 01.12.2023).

Telegram-канал «Комсомольская правда: KP.RU» (КП). URL: https://t.me/truekpru (дата обращения: 01.12.2023).

Telegram-канал «Медуза - LIVE» (Медуза). URL: https://t.me/meduzalive (дата обращения: 01.12.2023).

Telegram-канал «Московский комсомолец: главное сегодня» (МК). URL: https://t.me/mk_ru (дата обращения: 01.12.2023).

Telegram-канал «РИА Новости» (РИА Новости). URL: https://t.me/rian_ru (дата обращения: 01.12.2023).

Telegram-канал «ТАСС» (ТАСС). URL: https://t.me/tass_agency (дата обращения: 01.12.2023).




DOI: http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2024-1-114-124

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией CC BY 4.0

ISSN 2412-6519 (Print)
ISSN 2658-6231 (Online)